Корь в царскосельском дворце
3 июля 1917 года Николай Александрович Романов, бывший император Николай II, отрекшийся от престола и находившийся вместе со своей семьей под домашним арестом в Царском Селе, в своем дневнике сделал такую запись:
3 июля 1917 года Николай Александрович Романов, бывший император Николай II, отрекшийся от престола и находившийся вместе со своей семьей под домашним арестом в Царском Селе, в своем дневнике сделал такую запись: «Душный тепличный день с облаками; но дождь прошел только во время обеда. Утром гулял, а днем свалили крупную сосну там же, около решетки. Все четыре дочери сбрили себе волосы, так как после кори они сильно лезли».
Все дети Николая I действительно в феврале-марте 1917 года заболели корью. Началось это с болезни приятеля цесаревича Алексея, воспитанника 1-го Кадетского корпуса, Макарова.
Когда великая княжна Ольга и цесаревич Алексей гуляли с Макаровым, он не знал, что был болен корью. После начала болезни Макарова, княжну Ольгу и цесаревича Алексея изолировали на карантин, но как видно из записи в дневнике великой княжны Ольги, карантин этот не очень-то соблюдался.
«Лежала до после 12 часов в койке, до после обеда в Красной комнате. Папа зашел до прогулки. Мама сидела. До 4-х, когда пришли Александр Константинович и Виктор Эрастович. Сидели мы вместе до 5.30. Так мило и уютно. Мы эту неделю в карантине из-за кори, которой заболел Леля Макаров. Вечером Папа и Мама заходили. Аня тоже».
К изолированной заходили мама, папа, офицеры императорского конвоя, Анна Вырубова. На следующий день Анна Вырубова записала в дневнике: «Мне в этот день очень нездоровилось. Утром я с трудом занималась в моем лазарете, во время операции еле держалась на ногах, но тяжелобольной не хотел без меня подвергаться операции, и пока я держала руку солдата, сама чуть не свалилась. Проводив Государя, я легла, написав Государыне, что не могу прийти к чаю. Вечером пришла Татьяна Николаевна с известием, что у Алексея Николаевича и Ольги Николаевны корь. Заразились они от маленького кадета, который приезжал играть с Наследником десять дней тому назад».
На следующий день доктора Боткин и Поляков диагностировали у Вырубовой корь. Великая княжна Татьяна Николаевна тоже слегла с корью.
Великий князь Андрей Владимирович, который находился на Кавказе, через неделю после начала эпидемии кори в Царском Селе сделал запись в своем дневнике: «Мама мне говорила, что еще перед отъездом в Царском Селе во дворце была корь. Теперь от Ратьковых получена телеграмма с известием, что Аня Вырубова при смерти и тоже от кори. Государь уехал в армию и, сопоставляя все вместе, народная молва утверждает, что корь не нечаянно попала во дворец, и Государь недаром уехал как раз перед закрытием Думы».
Великие княжны Татьяна и Анастасия получили в результате болезни осложнение на уши и почти оглохли. Дольше всех болезни сопротивлялся организм великой княжны Марии, но и она через 10 дней после начала эпидемии в семье императора не просто заболела корью, а получила двустороннее воспаление легких. Температура у нее долго не опускалась ниже 40 градусов. Не чаяли, что она выживет.
Бывший император Николай Александрович Романов записал в дневнике 11 марта 1917 года: «Алексей встал сегодня. Ольге и Татьяне гораздо лучше, а Марии и Анастасии хуже, головная и ушная боль и рвота». На следующий день: «У Марии продолжала стоять высокая температура 40.6, а у Анастасии болели уши. Остальные себя чувствовали хорошо».
17 марта 1917 года у Марии все еще была высокая температура: «У Марии днем было 40.9 и по временам бред, к вечеру у нее опустилось до 39.3, у Анастасии днем – 37.8, вечером – 39.3. Днем поработал. В 6½ пошел с Ольгой и Татьяной ко всенощной. Вечер провели семейно и разошлись на покой рано».
Но через три дня все семейство уже обедало вместе за одним столом – болезнь миновала. Вернемся к факту, что 3 июля 1917 года вдруг четыре великие княжны и великий князь обрили себе головы налысо. Печальная и траурная картина! Считается, что волосы были сострижены, а головы выбриты, для того чтобы волосы перестали выпадать и быстрее выросли. До сих пор существует такой миф.
Судя по сохранившимся фотографиям девушки чувствовали себя прекрасно, они были веселы и жизнерадостны. Но не было оснований для веселья у жителей России, переживавшей последствия отречения императора Николая II от престола и бессмысленно-неумелое правление Временного правительства, продолжавшего вести войну внутри страны и на фронтах, когда армия находилась в стадии революционного разложения, а немцы готовы были взять Петроград.
Возможно, что эта стрижка бывших великих княжон действительно была актом косметическим, и им хотелось отрастить крепкие и пышные новые волосы. А возможно, они рассчитывали, что немцы возьмут Петроград, и в сумятице войны они смогут, переодевшись в мужское платье, бежать наконец из революционной России... Но все случилось совсем не так, как мечталось. Волосы-то отросли за год, но жизнь закончилась.
Последние новости
Награда «Народный Герой Дагестана» в Кизилюрте
Мать военнослужащего Ахмеда Гаджимагомедова получила региональную награду в преддверии Дня матери.
В Кизилюрте отметили День бухгалтера
Городское руководство выразило благодарность работникам финансовой сферы.
Поддержка многодетных семей в Кизилюрте: новые меры на 2024 год
Город Кизилюрт объявляет о социальных выплатах для поддержки семей с детьми.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку