О мертвых либо хорошо, либо ничего

Эта старинная пословица означает, что об умерших людях принято говорить или хорошее, или, если даже вы думаете о них плохо, не говорить ничего.

Эта старинная пословица означает, что об умерших людях принято говорить или хорошее, или, если даже вы думаете о них плохо, не говорить ничего. Ислам также запрещает поносить покойных и побуждает упоминать только их достоинства.

Человек, покидая этот мир, теряет возможность совершать благие деяния, исправить свои проступки и ошибки, а также больше не может покаяться. Многие думают, что в ближайшее время смерть их не коснется, но ангел смерти, исполняя свои обязанности, не берет в расчет их мнение и не откладывает свою работу ни на миг.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «И расходуйте ради довольства Аллаха из того, чем Мы наделили вас, до того, как придет к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: “Господи! Если бы Ты дал мне небольшую отсрочку, то я стал бы давать милостыню, совершать благие деяния и вошел бы в число праведников”. Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, когда придет время ее смерти. И Аллах сведущ в том, что вы делаете» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Мунафикун: 10-11).

У того, кто умер, нет больше шансов совершать благие деяния и вести праведный образ жизни. А те, кто поносит умерших, хулит их и говорит о них плохо, находятся в еще более худшем положении, чем умершие, ведь они не смогут попросить прощения у умерших, и этот грех останется с ними навечно. Что может быть страшнее этого?

По этим и другим причинам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) во многих своих высказываниях запрещал поносить покойных, говорить о них плохо и указывал воздерживаться от упоминания их недостатков.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не подвергайте поношению покойных, ибо они уже пришли к тому, что творили прежде (уже получили соответствующее воздаяние за свои добрые или дурные дела)» ( Имам Ахмад , 2540; Бухари , 1393; Ан-Насаи , 1936).

Ибн ‘Аллян ас-Сиддики в своей книге «Далиль аль-фалихин», комментируя этот хадис, пишет следующее: «Они уже пришли к завершению того, что творили прежде из своих добрых или дурных деяний, и поэтому в их порицании нет пользы. В этом хадисе подразумевается порицание умерших мусульман. Что касается умерших неверных, то в целом их можно порицать. А что касается конкретного умершего из числа неверных, то и его нельзя порицать, потому что, возможно, он умер мусульманином. Но это не касается конкретных умерших, на которых Всевышний Аллах или Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прямо указал как на умерших неверующими, например, Абу Ляхаба и Абу Джахля » .

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Упоминайте достоинства ваших покойных и воздерживайтесь от (упоминания) их недостатков» ( Абу Дауд , 4900; Тирмизи , 1019; Ибн Хиббан , 3020; Байхаки , «Шу‘аб аль-иман», 6252).

Ученые-богословы указывали, что категорически запрещается подвергать поношению умершего мусульманина, если он не был известен своим нечестием. Однако наши праведные предшественники разошлись во мнениях относительно дозволенности поношения даже неверных и общеизвестных нечестивцев.

Что касается поношения дурных людей, то передается множество хадисов, в которых есть указания на дозволенность этого. К таковым относятся достоверные хадисы, в которых сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поносил конкретных людей.

Одним из таких указаний также является хадис, в котором сообщается, что когда мимо собравшихся прошла похоронная процессия и люди стали отзываться о покойном плохо, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выразил свое порицание, а только сказал: «Это обязательно».

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Однажды, когда мимо нас прошла похоронная процессия и люди стали восхвалять покойного, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Это обязательно”. Затем прошла еще одна похоронная процессия, и на этот раз люди стали отзываться о покойном плохо, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова сказал: “Это обязательно”. Тогда ‘ Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил: “Что обязательно?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Вы воздали хвалу этому, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в огне, ведь вы − свидетели Аллаха на земле”» (Бухари, 1367; Муслим , 949; Тирмизи, 1058)

Ученые-богословы разошлись во мнениях относительно того, как совмещать друг с другом вышеупомянутые указания. Наиболее верным и очевидным представляется то мнение, согласно которому упоминать о пороках неверных разрешается.

Что же касается мусульман, которые были известны как нечестивцы или приверженцы нововведений, то говорить об их пороках можно в том случае, если это необходимо для того, чтобы предостеречь других людей и уберечь их от согласия с тем, что говорили эти нечестивцы, и повторения того, что они делали. Если же в этом нет необходимости, то поносить таких людей не разрешается, в чем и состоит смысл вышеупомянутых указаний.

Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru

Последние новости

Дорожно-транспортное происшествие в Буйнакском районе

В результате аварии пострадали пассажиры микроавтобуса.

Встреча с выдающимися педагогами в районе

Арсен Магомедов обсудил важность роли учителей в воспитании будущих поколений.

Торжество духа: новое исследование о важности дружбы

Дружба играет ключевую роль в нашем благосостоянии и счастье.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Волгодонске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *