Асхабали Мурзаев: «Перепроверьте все, что вы выложили у себя в соцсетях. Включая «просто картинки» и даже нашиды»

Участник проекта «Открытый диалог» магистр теологии Асхабали Мурзаев оценил ситуацию в сфере борьбы с радикализмом.

Асхабали Мурзаев. Фото: из личного архива.

Участник проекта «Открытый диалог» магистр теологии Асхабали Мурзаев оценил ситуацию в сфере борьбы с радикализмом. И прямо обратился к молодым дагестанцам и их родителям.            

«Отстань, я занят!»

— На мой взгляд, одна из важнейших причин ухода части молодежи в радикализм – слабый контакт с родителями.

В тот период, когда у взрослеющего юноши появляется множество вопросов – об окружающем мире, о жизни, о том, что происходит, о том, «кто прав и кто виноват», — именно в это время многие родители, к сожалению, заняты чем угодно, но не своими детьми.

«С кем он связался? И где он это берет?»

— Мы живем в регионе, где ислам занимает весьма прочные позиции в общественной жизни республики. И в молодежной среде весьма распространены беседы на темы религии.

Эти обсуждения могут затрагивать и другие темы: решения каких-то чиновников, претензии к ним, вопросы справедливости и т. д. Слушая это и размышляя об этом, юноша может задаваться различными вопросами – что он как мусульманин должен делать в жизни, какова его роль в обществе и др.

Видя такой интерес у своего сына, слыша те или иные его высказывания, критические оценки, тем более агрессию, родители обязательно должны задуматься: откуда он черпает это? Кто общается с сыном на эти темы? Каково его окружение? К чему эти люди будут подводить юношу? Не исходит ли от них угроза?

«Сынок, я мало что понимаю в этом…»

— Другой вариант: родители совсем не безразличны, но они понимают, что их кругозора, их знаний не хватает, чтобы компетентно ответить на волнующие сына вопросы. Возможно, они сформировались в советский период и сами не соблюдают предписания религии. (В таком случае они не будут авторитетами для своего соблюдающего сына в этой тематике.)

Выход – в обращении к знатокам религии. Не к случайным людям, а именно к грамотным, авторитетным имамам, которые смогут достучаться до юноши.

Опытные специалисты знают предмет, знают, какие детали может уточнять такой юноша – и постараются сделать все, чтобы дистанцировать молодого человека от радикализма.

Нужно оградить сына от экстремизма, а не от Интернета!

— Если родители обнаружили, что сын УЖЕ увлекся идеями радикалов (он заходит на их сайты, читает их публикации…), попытка физического запрета входить ему в Сеть вряд ли даст результат. Мы живем в XXI веке, сын, к примеру, заведет себе новый гаджет, но уже тщательно скрывая его наличие от родителей. И по-прежнему будет находиться под информационно-идеологическим влиянием радикалов.

Выход совсем иной: нужно в восприятии сына разбить все лже-аргументы, которые он услышал от вербовщиков терроризма. Те же авторитетные имамы, о которых мы только что говорили, сайты, порталы, книги, переводы – всё это уже написано и опубликовано. И они спасли, переубедили тысячи юношей, сохранив их от этой беды.

Не затыкать, не избегать сложных бесед с сыном

Нужно аккуратно найти и порекомендовать сыну то, что окажется особенно убедительным для него. Не нужно замалчивать! Не нужно уходить от сложного разговора с юношей, пусть с непростыми вопросами из его уст. А нужно дать на них ясные ответы. Те же компетентные имамы имеют знания и опыт, чтобы качественно сделать это.

Нужно, чтобы после нескольких таких бесед и чтения таких сайтов (анти-экстремистских) у юноши зрело и закреплялось мнение: «Ах, вот оно что. Значит, ислам на самом деле не такой, значит, мне пытались подсунуть неправильные мысли…»

Хорошо бы, чтобы параллельно отец молодого человека сам постепенно углублялся в эту тематику и мог поддерживать с сыном беседы на эти темы. Он-то близкий человек, сын относится к нему с особым доверием. Но если чувствует, что «нет, не тяну», — обращаться к знатокам.

Фото: из личного архива.

Если юноша не доверяет местным имамам…

Да, возможно, что под воздействием со стороны экстремистов у молодого человека есть сомнения, а могут ли в принципе дагестанские имамы серьезно и компетентно отвечать на вопросы, волнующие общество.

На это я напомню: уже не один год к нам регулярно приезжают уважаемые имамы из различных стран исламского мира. Из Сирии, Ирака, Саудовской Аравии, Иордании, Эмиратов… Очень серьезные специалисты, в том числе имамы с мировым именем.

И они говорят то же самое. Они тоже против экстремизма! И, кстати, из их уст было множество позитивных отзывов о дагестанской системе религиозных знаний.

Один из них, знаменитый в мусульманском мире шейх Мухаммад аз-Зухайли, провел здесь несколько дней, посещая мечети, образовательные учреждения, общаясь с алимами, проповедниками, преподавателями. И потом говорил: друзья, у вас тут всё есть – и замечательного качества. Акыда (система вероубеждений), шариат (исламское право) и другие дисциплины – все преподается на высоком уровне. Он не понимал, почему местная часть молодежи ищет оценок зарубежных алимов…

Задавайте свои вопросы, дорогие юноши! — А это работает?

— Да! Я лично и неоднократно присутствовал при таких беседах. Юноша, у которого, так сказать, накопились вопросы, общался с местными знатоками религии. Он спрашивал про волнующие его темы, что-то уточнял, что-то переспрашивал… Понятно, это дело не на пару минут.

Но в итоге он получал емкие и исчерпывающие ответы на свои вопросы. А это..? а это..? а это..? Они ему все детально разъясняли. И переубеждали по результату. И это очень большое дело – вырвать юношу из цепких лап экстремизма, которые уже почти зацепились за него своими когтями.

Дорогие дагестанцы! Пожалуйста, обращайтесь к нашим специалистам с волнующими вас темами. Не нужно копить эти вопросы в себе и тем более не нужно обращаться с ними к каким-то сомнительным незнакомцам в Сети, к людям, которые могут погубить вас.

Будьте осторожны на своих страницах в соцсетях

Это касается самых разных тем. Даже нашидов.

Вообще, нашидов очень много, и они разные. Значительная их часть воспевает и призывает к благим делам.

Что касается других нашидов, нужно смотреть в каждом конкретном случае, о чем идет речь.

В целом я сторонник того, чтобы наша активность в религии носила созидательный характер. Чтобы мы стремились стать лучше, благонравнее, праведнее. Кто-то где-то посмел поднять свою грязную руку на Коран? А мы будем еще усерднее изучать его и еще старательнее следовать ему!

Будем уважительны к родителям и к старшим. Будем тщательно осваивать полезные знания, получать образование. Будем стараться соблюсти нравственные нормы нашей религии, стремиться быть честными и порядочными людьми. Вот я за такую «воинственность», если можно так выразиться.

Возвращаясь к нашидам. Конечно, к ним тоже нужно относиться избирательно. И придавать значение, о чем идет речь в том или ином нашиде. Хорошая альтернатива – слушать и изучать Коран.

Если же человек выложит у себя на странице нашид (песню, стихотворение, видеоролик, «просто картинку»…), которые содержат призывы к экстремизму, к государственному перевороту, прямое или косвенное восхищение террористами, то он может, сам того не понимая, нарушить Уголовный кодекс и получить срок.

Даже если это нашид на незнакомом ему языке – например, арабском.

Будьте внимательны к тому, что вы постите у себя. Подготовили вы публикацию сами или сделали репост – ответственность в обоих случаях на вас.

Это касается в том числе и ваших лайков на страницах других пользователей.

Даже если публикация состоялась довольно давно (не сегодня, не вчера…) и вы успели о ней забыть, ответственность сохраняется. Поэтому я рекомендую тщательно все перепроверить, включая прежние публикации.

Читайте, учитесь! Грамотному человеку сложнее задурить голову

Вообще проще уберечь тех молодых людей, которые еще не увлечены пропагандой экстремизма. И еще очень важны знания. Знание религии, знание истории, знание законодательства. Образованному человеку гораздо сложнее задурить голову. Он сразу же обратит внимание на противоречия, слабые пункты и выдумки в позиции вербовщика.

У нас сегодня есть широкие возможности по соблюдению нашей религии. Мы можем посещать мечети, праздновать исламские праздники, поступать в учебные заведения, осваивать религиозные знания, приобретать и изучать исламскую литературу, ездить в хадж – есть у нас и многие другие возможности. Среди них – возможность сохранять и передавать нашим потомкам исламские знания.

Я призываю молодежь обратиться к этим знаниям и не позволить задурить себя. Имам Шамиль уделял такое внимание получению образования, что, переселяясь на Ахульго в преддверии известной битвы, он взял туда с собой полтысячи книг из своей библиотеки.

Вообще не нужно соприкасаться с пропагандой радикальных взглядов

— Еще одна моя прямая рекомендация молодым дагестанцам: не заходите на экстремистские сайты даже из любопытства. Эти продукты готовят люди, которые сами получили подготовку по обработке массовой аудитории. Которые умеют заинтересовать, завладеть вниманием… И дальше обрабатывать слушателя.

Не попадайте под их влияние и их воздействие. Не заполняйте свое сознание, не пропускайте через себя экстремистские тезисы, на которые у вас (по незнанию, по неопытности) пока нет контраргументов.

У вас может пока не хватать знаний (и критического мышления), чтобы спокойно разобраться: так, кто это пишет? Откуда он это взял? В чем его цель? К чему он меня склоняет? И для чего?

Поэтому – просто не заходите на такие ресурсы.

Что такое «Открытый диалог»

В рамках этого проекта мы объездили всю республику, а кроме того, побывали в 50 российских городах, где также встречались с выходцами из Дагестана.

Общее число встреч с молодежью превышает три сотни. На некоторых из них присутствовали до тысячи молодых слушателей.

Из этих встреч вынес несколько наблюдений. Первое: молодежь желает открытого и честного диалога. Второе: значительная часть дагестанской молодежи религиозна, многие вопросы присутствующих касаются именно ислама.

И еще один вывод: нужно не читать им лекций, а вести беседу в виде диалога. Сразу же подключая аудиторию к разговору. Не оставляя ее безразлично копаться в телефоне. Они в самом деле сразу включаются – и тогда встреча оказывается плодотворной (дает нужный результат).

Ислам — религия поддержки и взаимовыручки

Пользуясь возможностью, напоследок чуть выйду за рамки темы экстремизма и напомню: ислам – это религия не индивидуалистов-эгоистов, а религия социальной поддержки и взаимовыручки. Ислам призывает быть неравнодушным к заботам соседа, учит щедрости, неравнодушию, сочувствию… Эти качества будут проявлены в мусульманском обществе (если, конечно, люди реально следуют этим установкам).

Мы недавно пережили большую беду: произошел разрушительный взрыв на северной окраине города, десятки погибших и пострадавших… При этом я обратил внимание на то, как множество людей пытались оказать помощь и прямо в той ситуации, на месте, и позже: собирая десятки миллионов рублей, пожертвований, сдавая кровь и так далее.

Асхабали Мурзаев. Фото: из личного архива.

О себе

Родился я в Буйнакске, там же окончил школу. Позднее учился в столице республики: окончил факультет теологии Дагестанского гуманитарного института (ДГИ), стал магистром.

В течение семи лет занимался журналистикой, в том числе был редактором телепередачи «Мир вашему дому», также вел несколько программ. Работал в Комитете по делам религий.

Последние 4 года – помощник ректора ДГИ.

Многолетний участник проекта «Открытый диалог».

 

Просмотры: 18

Последние новости

Дорожно-транспортное происшествие в Буйнакском районе

В результате аварии пострадали пассажиры микроавтобуса.

Встреча с выдающимися педагогами в районе

Арсен Магомедов обсудил важность роли учителей в воспитании будущих поколений.

Торжество духа: новое исследование о важности дружбы

Дружба играет ключевую роль в нашем благосостоянии и счастье.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Волжском, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *