Почему на выходные надо ехать в Буйнакск
фото: старый спортзал консервного завода/ Институт города Где отдохнуть на выходных с семьёй жителю Махачкалы, исходившему вдоль и поперёк забитую туристами набережную Каспийска,
Где отдохнуть на выходных с семьёй жителю Махачкалы, исходившему вдоль и поперёк забитую туристами набережную Каспийска, не раз ездившему в длинную поездку до Дербента и катавшемуся на катерах по Сулакскому каньону?
В поисках ответа на этот вопрос проект « Институт города » начал серию поездок туда, куда не ступает нога обычного отдыхающего. Чтобы не открывать Америку решено было пойти по уже известному пути, который сформулирован АНО «Национальные приоритеты» и у ныне ликвидированного Ростуризмом в компании коротких путешествий « Выходите в выходные в соседние города ».
Самый близкий к Махачкале город после Каспийска – Буйнакск , 37 км от центра столицы Дагестана. Вот туда-то и направилась небольшая команда в составе любителей дагестанской старины из фотостудии « Surat » и проекта «Институт города», где их встретил, водил и показывал живущий тут журналист издания « Черновик ».
Имидж-ничто
Не смотря на то, что Буйнакск стоит на великом пути денежного туристического потока Махачкала-горы, «город любви и каштанов», как шутили раньше, сейчас не рассматривается махачкалинцами и туристами для уикенда.
Это спальный район деловой Махачкалы, от куда каждый рабочий день вереница машин и маршруток привозит по серпантину через перевал на работу и возвращает обратно местных жителей.
Туристы через город проезжают транзитом рано утром и поздно вечером, останавливаясь прикупить кофе в дорогу.
В первую столицу Дагестана даже школьников из Махачкалы не возят на экскурсии, хотя это ближе чем в Дербент, дешевле и не менее интерестнее.
Репутации города прибавили бурные 90-е, сформировав имидж фразой из Неаполя – увидеть Буйнакск и умереть.
Плюс фраза «поехать в Буйнакск» в дагестанском значении такая же как в Питере «поехать в Кащенко», т.к. в городе находится психиатрическая больница.
Столица куры-гриль
Начнём с главного – с еды. Махачкалинские гурманы знают, что в Буйнакск едут есть курицу-гриль. И тут везде можно встретить большие баннеры с эпитетом «легендарная курочка».
В столице Дагестана привыкли видеть курицу-гриль с рыжей корочкой, нарезанным луком, уксусом и в лаваше. В Буйнакске это цыплёнок с темной поджаренной корочкой, без лука внутри и без лаваша. Встречается специи, в том числе лавровый лист.
На самом деле это не буйнакская курица. История говорит, что в сёлах рядом с разбросанными по району птице-фабриками стали платить зарплату курами. Местные жители стали жарить «зарплату» и перепродавать. Новое модное блюдо перекочевало в Буйнакск, но до Махачкалы не дошло.
Поэтому если где и проводить чемпионат по приготовлению курицы-гриль, то в районном центре – в г. Буйнакске.
При этом за вкусной курицей здесь идут не в рестораны, а в неприметное кафе с оттенком модности "гриль-бар", с простым столами и стульями (ул.Горького 58).
В отличие от Махачкалы, курицу-гриль здесь продают на вес.
Другая еда
Ещё при царе Буйнакск стал центром маринадной и консервной промышленности. Фрукты от сюда вывозили по специальному железнодорожному тарифу прямо на кондитерские фабрики в Москву, в Польшу и Финляндию. Но с развалом СССР здесь не осталось консервной промышленности. И, к сожалению. В городе мы не нашли заведение, поддерживающего имидж центра консервно-маринадной промышленности соответствующим набором продуктов.
В ходе осмотра на южной стороне города в частном секторе была обнаружена интересная локация. Семья в четвёртом поколении занимается молом муки и урбеча. Причем, они сами изготавливают мельницы. Вечером во дворе дома была обнаружена 6-я по счету за день туристическая группа, которая приехала пробовать урбеч. Хозяйка бодро привела новых гостей на мельницы, показала ряд секретов жарки и технологию, после чего получила доход за проданные несколько банок разноцветных урбечей.
Историческое меню
Старое название этого места Темир-Хан-Шура появилось после 1396 года благодаря узбекскому завоевателю Тамерлану и озеру (шура), возле которого он останавливался. В 19 веке возле образовавшегося здесь аула царские воска построили крепость, и постепенно создали базу от куда шло завоевание горных территорий. Здесь же располагалась резиденция генерал-губернатора Дагестанской области. На 9 лет позже чем нынешняя Махачкала, в 1866 году, поселение получило статус города.
На старых фотографиях можно увидеть здания, которые уже сейчас не существуют в Буйнакске.
На месте, где стоит городская администрация, был православный храм.
Построенной в 1862 году синагоге повезло больше, но она наглухо закрыта.
Здание администрации губернатора сейчас занято педагогическим колледжем.
Располагавшаяся выше дома губернатора артиллерийская батарея, прикрывавшая поселение тоже давно не существует.
Этого дома отдыха мы не нашли.
Лучше всего сохранился городской театр, в котором уникальный музей с богатым собранием и всезнающими про город сотрудниками.
В городе есть дореволюционное здание железнодорожного вокзала. Станция сейчас принимает только грузовые составы. До 1999 года здесь ходил пассажирский пригородный поезд до Шамхала и Махачкалы. Охранник рассказал, как примерно в это время, сезон клубники, здесь с утра ждали поезд из Шамхала местные перекупщики сладкой ягоды.
Это сейчас парады проводят в Каспийске, раньше военным центром Дагестана была Темир-Хан-Шура. Поэтому здесь есть военный музей и стоящие на постаментах танк и бтр.
Знатоки могут показать, где в городе были первая фотостудия, а также мастерскую известного художника Халил-бек Мусаясула.
В Буйнакске сохранили память о месте пребывания Александра Дюма-старшего.
Многое уже уходит прямо на глазах. Куда-то пропал постамент Ленина перед вокзалом. Скоро снесут спортивный зал консервного завода с уникальным настенным панно.
Место прогулок.
Доля зелени в Буйнакске больше чем в Махачкале, но раньше было еще больше. Сейчас путь прогулки по паркам и скверам называют «от ГОВД до РОВД», то есть от городского до районного отдела полиции.
Здесь впервые в республике применили систему передачи парков в концессию. Но судя по разбитым плафонам это не всегда помогает.
В отличие от Махачкалы в Буйнакске не развита система элеткро-самокатов. Поэтому прогулка по паркам и улицам более безопасная. Однако для детей в парках есть игровые зоны, а на главной площади детвора во всю катается на электромашинках в любых формах и моделях.
Проблемы в гулянии по городу могут быть у тех, кто опасается собак. Здесь стаи четверолапых чувствуются себя, как у себя дома. Как и положено бывшей столице сельскохозяйственного региона, в парке Буйнакска пасется стадо коров.
На прогулке махачкалинцы могут увидеть могилу Махача Дахадаева , в честь которого названа нынешняя столица Дагестана. Он похоронен рядом со своим соратником, в честь которого назван Буйнакск – Уллубием Буйнакским .
Фото для соцсетей
За день прогулки по Буйнакску можно нащёлкать сотни фотографий и снять на час видео мест, видов, вещей, надписей и людей.
Один музей в старом театре чего стоит, где собраны вещи из позапрошлого и прошлого века и даже стоят останки самолёта Героя СССР Юсупа Акаева.
Здесь можно найти уникальную фотографию выпуска медицинского училища, на которой изображены известные дагестанские политики Хизри Шихсаидов и Рамазан Абдулатипов.
Ещё больше можно увидеть в военном музее, куда мы не успели попасть в эту поездку.
Шопинг
Буйнакск это легенда логистики. «Иду я на работу, а тебе на встречу еде маршрутка «Буйнакск-Франция»», – рассказывает наш экскурсовод.
В Европе живёт большая диаспора выходцев из Буйнакского района, которая одно время наладила регулярный неформальный маршрут.
Эта система принесла в район и город массу европейских товаров.
Однако в Буйнакске есть товар который трудно найти – это местные сувениры. Даже репринты царских газет и старинные фотографии города не купишь.
Выводы
Буйнакск за одну поездку не исследуешь. Задача была рассмотреть город, как место короткого отдыха, а не искать какие-то отрицательные качества
Общее ощущение от поездки – сюда стоит приезжать на отдых и не один раз.
Однако, есть ещё желание сказать «Ау, Буйнакск! Это же твой шанс и деньги!».
Близорукость и дальнозоркость
Буйнакск – яркий пример проблем со зрением общества, бизнеса и власти.
Это обычная история для дагестанских городов и сел, когда излазившие в детстве все местные дыры взрослые дядечки и тёти, не видят ничего необычного в своих улицах, горах камнях, крепостях и тем более не ходят в музеи, куда их в школе таскали насильно. В результате взгляд сторожил застывает в близорукости, которая не желает и не позволят увидеть перспективы родных мест для туризма. Швейцарию для отдыха открыли не местные жители, а английские отпрыски, тратившие родительские фунты на поиск приключений.
Но есть ещё и туристическая дальнозоркость, которую можно увидеть в общепите. Состоятельные жители, ездившие, как говорят в Дагестане, «дальше Буйнакска», чтобы привлечь местных клиентов удивляют увиденным в других местах.
Поэтому появляется яркий дизайн, скопированный со страниц запрещённых социальных сетей и меню с обычными местными продуктами, но с трудом выговариваемыми и запоминаемыми названиями из далёких ныне недружественных нам языков и стран. Хотя попадаются интересные сочетания «Школа бариста» и на этой же улице «Пивмаркет «Сулик»» или тот же "гриль-бар", в котором на самом деле даже алдкоголь не продают.
Красят золото
Чем больше денег у бизнеса, завозящего экзотику, тем толще слой диковинной штукатурки над местной идентичностью.
В результате приезжает путешественник из большого города и видит все те же рестораны, аттракционы, от которых увозил детей.
Естественно, в такие места не будет стремиться турист потому, что этого добра он уже у себя наелся. От дальнозоркости спастись можно в мелких лавках и кафешках малого бизнеса, не имеющего денег на «заморский» дизайн.
Замкнутый круг
В джунглях нужен проводник. Но откуда найдутся качественный экскурсоводный бизнес, если сюда не ходят. И даже доходит до того, что родственники несколько раз перезванивают сопровождающего по улицам Буйнакска не веря, что кто-то приехал на экскурсию сюда и что здесь что-то можно показывать более 5 часов подряд.
Когда одни не видят туристической перспективы, а другие наоборот не хотят видеть местные ценности и тащить экзотику, чего вы хотите от местных администраций?
Зачем пастырю уговаривать паству открыть ворота для чужих, когда у них самих проблемы, с водой, газом, электричеством, вырубкой парков – самим не хватает мест отдыха.
Да и зачем позориться перед чужими?
Зачем за счёт местного скудного бюджета вывешивать указатели на памятники культуры или парки, ведь местный электорат и так знает где, что есть. Деньги списать не знаете куда? – скажут местные жители.
В бюджете тем более нет денег на разработку качественной программы дизайн-кода, который будет проявляться в вывесках, скамейках, тротуарной плитке и уличных фонарях. А местный бизнес из-за близорукости и дальнозоркости или отсутствия рабочих отношений с властью и обществом тоже не даст на это свои кровно-заработанные. Лучше в многоэтажку построить.
Насильно мил не будешь поэтому республиканским чиновникам нет смысла идти со своим уставом в чужой монастырь и «из болота тащить бегемота». В результате, не смотря на особый исторический статус Буйнакска у властей Дагестана нет проектов на развитие Буйнакска. В отличие от Дербента и Махачкалы в отношении первой столицы республики не приняли специальный закон о поддержке благоустройства и охране исторического наследия Буйнакска.
Даже у Минтуризма нет долгосрочной программы развития туризма в Буйнакске или краткой компании, как у Ростуризма « Выходите в выходные в соседние города ». Буйнакск даже не рассматривают, как туристический хаб и нет планов строительства отелей.
В результате появляется замкнутый круг: для кого благоустраивать город и сохранять историю, если к нам все равно не едут, а не едут к нам потому, что мы не видим перспектив и соответственно не знаем, что сидим в «золотой стране».
«Советы свои себе сам советуй»
Советовать жителям другого города что и как делать, наверно, не стоит.
Однако, вышеизложенное мнение подводит к тому, что если Буйнакск хочет принять участие в дележе крупного туристического пирога, то об этом надо хотя бы заявить.
Как только горожане, бизнес и власть примут решение, что им нужны туристические деньги не просто ради денег, а для благоустройства города и оживления экономики, то все остальное дело техники.
Бизнес может профинансировать разработку единого дизайин-кода, тем более, что образцами далеко ходить не надо – все в городском музее.
Если предприниматели договорятся, то смогут не только указатели поставить, но восстановить некоторые памятники культуры. Например, ту же самую артиллерийскую батарею можно построить на том, же самом месте.
Не лишним было бы открыть для поседения территорию бывшего генерал-губернатора.
У Буйнакска есть перспектива, ресурсы и база сделать город точкой культурного семейного отдыха. Осталось только желание.
Последние новости
Награда «Народный Герой Дагестана» в Кизилюрте
Мать военнослужащего Ахмеда Гаджимагомедова получила региональную награду в преддверии Дня матери.
В Кизилюрте отметили День бухгалтера
Городское руководство выразило благодарность работникам финансовой сферы.
Поддержка многодетных семей в Кизилюрте: новые меры на 2024 год
Город Кизилюрт объявляет о социальных выплатах для поддержки семей с детьми.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований