ИДЕАЛ ДАГЕСТАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

«Намус», что это значит в понимании народов Дагестана. Нынче редко упоминают намус вообще, и о традиционно сложившихся нормах народной нравственности, в частности.

«Намус», что это значит в понимании народов Дагестана. Нынче редко упоминают намус вообще, и о традиционно сложившихся нормах народной нравственности, в частности. А между тем, следует понять, что стержневой основой культурно-исторического наследия народов, в том числе и Дагестана, всей системы народного воспитания является мораль, на чем и основывается нравственная культура человечества. Не случайно мудрецы Дагестана говорят: «Кем бы ты не стал по профессии и должности, оставайся, прежде всего, человеком». Любая деятельность человека, любое проявление его умственных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и др.

Народная нравственность не ограничивается краткой словесной формулой человеческих отношений. Моральный кодекс народов Дагестана располагает своеобразными нормами самооценок человека в рамках семьи, рода, аула, народа. Сюда входят: отношение к своей внешности (одежде, мимике, жестам), к родному языку (как, когда, с кем, какими словами обращаться), к народным обычаям и традициям, к культуре общения (тон, темп, вежливость) с учетом возраста и пола людей, отношение к своему здоровью, к своим достоинствам и недостаткам и др.

Помимо соблюдения традиционно предписанных, максимально доброжелательных отношений к матери, отцу, братьям и сестрам, народная нравственность требует почтительно-уважительного отношения к престарелым членам семьи, семейным традициям, семейным реликвиям, поддержки добрых отношений между родителями, между младшими и старшими членами семьи.

Воспринимая с детства правила человеческих отношений, выработанные в нравственной культуре народов Дагестана, руководствуясь ими в ежедневной практике общения, человек осознает свои права, обязанности и себя, как часть целой семьи, рода, аула и народа. Так крепится в сознании человека чувство долга перед самим собой, перед семьей и народом, иначе говоря, чувство патриотической ответственности. Вековая мудрость наших предков гласит: «Кто не живет для других, тот не живет и для себя».

В нравственной культуре народов Дагестана помимо категорий «нравственность», «духовность», «милосердие» и другое, присущих общечеловеческой культуре, имеются категории, выражающие самобытные черты людей, обусловленные особенностями менталитета, психологии, религии и традиционной духовной культуры нашего края. Одна из них – общий для многих народов Кавказа, так и нашего края, категория «Намус».

Намус впитал в себя все то, нравственно ценное, что составляло основу морали горцев, их духовный потенциал». В народной нравственности горцев принято, что намус – это категория морали, обобщенно выражающая нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т.е. образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности.

В категории «намус» гармонически сочетаются духовность и нравственность. В самом широком смысле под термином «намус» понимают перечень норм общечеловеческой морали, выражаемый такими понятиями, как милосердие, миролюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, благочестие, правдивость, истинность и верность, справедливость, прощение, скромность, мудрость, достоинство, законопослушание, доброжелательность, гуманность.

Людям с намусом чужды зло, убийство, насилие, трусость, низость, скупость, безнравственность и другие пороки, осуждаемые всеми народами. Намус предписывает обращаться к старшим, добавляя к их именам слова: брат, отец, дедушка дядя, тётя, мать, бабушка, а при обращении к младшим – сынок, внучек, племянник, дочка, внучка, племянница.

По установкам горского намуса каждый житель горного края, молодой или пожилой, мужчина или женщина, должен с детства формировать в себе и проявлять такие личностные качества, как: чувство собственного достоинства; общительность, правдивость, верность данному слову; порядочность, аккуратность, трудолюбие, милосердие; почитание родителей и забота о них в старости; уважение к старшим, любовь к детям; забота о семейном благополучии; соучастие в беде и горе близкого человека, стремление помочь ему; гордость за свой тухум (род), аул, народ; соблюдение норм и правил общественного поведения; соблюдение традиций и обычаев своего народа; верность своему народу, любовь к Родине; гостеприимство, сотрудничество и содружество с людьми других национальностей; стремление оказывать взаимопомощь, взаимовыручку, проявлять взаимопонимание; любовь к животному и растительному миру; справедливость и честность при торговле и обмене.

Намус предполагает четкое выполнение требований, непременно соответствующих половозрастному развитию и становлению человека. Например, являясь одним из главных качеств горского мужчины, намус строго оберегал мужчину от неверного шага. Настоящий мужчина никогда не совершал поступок, и даже случайно не изрекал какое то слово, чтобы над ним смеялись. Стать смешным — значит потерять намус. Горский этикет считает неприличным допускать вольность в манерах поведения в общественных местах. Даже иронический взгляд считался оскорблением мужского достоинства. Если намус задевали по собственной вине, судьей себе становился сам мужчина. Общественное осуждение для горца считается хуже физической расправы. Да и для каждого потеря достоинства на глазах у общественности бывает невыносима. Намус требует от каждого горца собственной защиты и защиты семьи от оскорблений и унижений.

В понимании здравомыслящих горцев есть на свете что-то, что может быть дороже самой жизни человека? У простого горца дороже «самого дорогого» всегда был намус. Горец нес ответственность за семью и род. Он мог и сам себя лишить жизни, погибнуть в бою. При этом наиболее важным для горца считалось сохранить намус семьи, тухума, аула и всего джамаата.

Намус учил мужчин соблюдению и постоянному сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между собою. Для этого народная нравственность рекомендует придерживаться специальных этических норм.

На намусе основывается чувство локтя, всегда свойственное дагестанцу. Оно прямо вытекает из горского намуса. У народов Дагестана издревле принято проявлять душевную теплоту, неотложно оказывать помощь человеку и семье, на которых обрушивалось несчастье.

Намус обязывает горцев проявлять чувство коллективной поддержки, например, при ремонте дорог, очистке родников, благоустройстве общественных сооружений. На этих работах человек с намусом старается отличиться в глазах своих товарищей. Это является делом чести труженика. Люди помогают друг другу и тогда, когда эта помощь затрагивает их материальные интересы.

Дагестанский намус является веками испытанным стимулятором благоразумия, благосклонности и благочестия человека. Если горец после долгой разлуки приезжает в аул, ему следует с двумя-тремя родственниками посетить дома, в которых в период его отсутствия случались несчастья.

Более того по обычаю горцев принято поздравлять сельчан с приобретением нового транспорта, с новосельем и даже с обновкой одежды. При этом непременно пожелать доброго здравия, благополучия в пользовании.

По нормам горского намуса категорически нельзя устраивать увеселительные, шумные мероприятия, когда в ауле несчастье — должно пройти определенное время. Даже после этого полагается получить разрешение на проведение свадьбы у людей, которых постигло горе. Считается неприличным ехать на коне по аулу вскачь, только шагом. Если путник оказывается в ауле в момент траура, он останавливается и выражает соболезнование. Если же он находится в ауле в период свадьбы или праздника, то принимает участие в них. Все это и многое другое, предписанное нравственностью народа — это святое дело намуса.

Намус определяет последовательность естественной взаимосвязи вещей согласно законам природы. Его не передать словами, скорее это понятие исходит из недр бьющейся энергии нации, глубоко уходя к ее истокам.

Как отмечают исследователи: «Язык нации — отражение его мышления. И если слова «намус» нет в других языках, соответственно, оно выражает жизненные явления, свойственные исключительно этой нации — ментальности горской традиционной культуры. Народы Северного Кавказа хорошо чувствуют это понятие. Они не пытаются дать ему обозначение».

История и опыт старших поколений подтверждают, что главные духовно-нравственные ценности, интегрированные в категории «намус», соответствуют требованиям, предъявлявшимся к воспитанию нашими предками.

К большому сожалению, ничего из сказанного выше в современных условиях ни государством, ни обществом не управляется, даже нет попытки повлиять на ситуацию. Государственные и общественные органы по проблемам семьи, женщин и детей от случая к случаю проводят какие-то отдельные мероприятия, встречи, конференции, но все это не более чем мероприятия, на общество мало влияющие. Наши телеканалы в большинстве своем заняты сбросом в общество самого худшего, что есть в людях. Традиционно позитивное, исторически присущее народам региона, редко становится объектом серьезного обсуждения и пристального внимания.

Это все, на наш взгляд, следствие того, что наше народное образование оторвано от народной культуры, и более всего от нравственной культуры самого народа. Даже специальный общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», более 25 лет обязательный в 4,8,9,10,11 классах общеобразовательных организаций, педагогических Сузах и Вузах республики, с 2017 учебного года рекомендуется по усмотрению директоров школ и по желанию учащихся, то есть находится на стадии окончательного забвения.

Выход очевиден, человеку, гражданину и патриоту нашей малой республики и Великой России не следует искать идеалы в культурах Запада и Востока, а нужно эффективно использовать образцовые нравственные установки, сконцентрированные в национальных культурах нашего многонационального Отечества, апробированные и отшлифованные в тысячелетней практике воспитания человека и человечности.

Горский намус, как ключевая нравственная категория, был предметом исследования патриарха дагестанской истории профессора Расула Магомедова, исследователя народной педагогики, профессора Абдурахмана Магомедова и многих других. Они с большой заботой говорили о воспитании и образовании молодого поколения на лучших традициях народов Дагестана. Говоря в унисон известным ученым, хочется акцентировать внимание на то, что кодекс горской чести «Намус» предписывает как мужчине, так и женщине определенный круг обязанностей и качеств. Так, например, согласно намусу мужчина должен:

Уметь управлять своими чувствами, владеть собой в самых экстремальных ситуациях.

Проявлять пренебрежение к насилию и жестокости в быту.

Быть готовым выполнять функции настоящего труженика.

Иметь навыки изготовления и эффективного применения орудий домашнего и хозяйственного труда.

Быть хорошим воспитателем своих сыновей, служить им примером в соблюдении чести и достоинства горца.

Иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи.

Уметь красиво танцевать, петь, понимать, ценить и творить прекрасное.

Никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости.

Иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе.

Быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь «Сабур»).

Все тяжелые работы в семье брать на себя.

Отличаться физической силой, выносливостью и ловкостью, способностью защищать свою честь, честь семьи и рода.

Быть всегда готовым к защите Родины.

Проявлять смелость, самоотверженность и мужество в бою.

Продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов и передать эти традиции детям и внукам.

 

Кодекс горский чести «Намус» предписывает женщине следующие правила и нормы поведения:

Уметь управлять своими чувствами и эмоциями, при общении с мужчинами соблюдать дистанцию.

Знать чувство меры в общении и беседах.

Уметь почтительно относиться к старшим, особенно к пожилым женщинам.

Заниматься рукоделием (вязать, вышивать, шить и т.д.).

Уметь выполнять основные работы домашнего и хозяйственного труда.

Хорошо знать национальную кухню, уметь готовить национальные блюда.

Уметь красиво и плавно танцевать, петь, нежно и ласково говорить с детьми, близкими и родными.

Иметь тонкий вкус и проявлять интерес к моде.

Свято оберегать женскую честь, сохраняя целомудрие и девственность до замужества.

Быть достойной своего мужа, беречь его честь и честь семьи.

Быть умной и рассудительной женой, нежной матерью, доброй и экономной хозяйкой.

Уделять первостепенное внимание воспитанию детей, особенно девочек.

Понимать и ценить прекрасное, уметь слагать и петь песни (особенно колыбельные).

Создать в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

Помогать мужу советом и делом.

В современных условиях, когда наше общество пущено на самотек глобализации, весьма важно, чтобы молодые люди четко усвоили и строго выполняли элементарные половозрастные нравственные нормы и правила социально значимой жизнедеятельности человека. Только соблюдая исторически закрепленные установки морально-этического кодекса «Намус», можно сохранить и укрепить дружбу и взаимопонимание в межличностных, межнациональных и международных отношениях.

Шайдабег Мирзоев,

заслуженный деятель науки Дагестана, профессор

Последние новости

Пятый кассационный суд общей юрисдикции оставил кассационную жалобу на решение Хасавюртовского районного суда без удовлетворения.

20 октября 2023 года Хасавюртовским районным судом вынесено решение по заявлению ПАО СК «Росгосстрах»  о признании незаконным ненормативного акта решения Финансового уполномоченного   (потребитель   финансовых услуг -  Б

Принятыми прокуратурой Гумбетовского района мерами восстановлены трудовые права 27 медицинских работников

Прокуратурой Гумбетовского района проведена проверка исполнения трудового законодательства.

Card image

Как выбрать одноразовые станки для покупки?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *