Судьба и родина – едины!
Последние 30 лет, после развала Советского Союза, тема патриотизма не была особо популярной в нашей стране.
Последние 30 лет, после развала Советского Союза, тема патриотизма не была особо популярной в нашей стране. Иные ценности преподносились как приоритетные, не всегда нужные и понятные.
Сегодня ситуация изменилась: без чувства гордости перед Отечеством, его историей, достижениями невозможным становится дальнейшее развитие и становление нашего общества.
Необходимость возрождения патриотического воспитания заявлена сегодня одной из важнейших задач воспитательной работы в школе. Об этом говорил 23 сентября на заседании Совбеза президент России Владимир Путин, этот аспект является одним из основных в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Как на деле осуществляется патриотическое воспитание в школе? Что нового появилось сегодня в этом направлении?
С такими вопросами мы обратились к директору Махачкалинской средней школы №31 Икраму Исламову.
Наша спра в ка. Икрам Исламов окончил Махачкалинскую школу №17, затем индустриально-педагогический факультет Дагестанского государственного педагогического института.
Работал на заводе им. М. Гаджиева, учебным мастером в ДГПИ, там же на кафедре ассистентом и старшим преподавателем, затем в Управлении образования города Махачкалы. С 2008 года возглавляет коллектив школы №31.
Почетный работник общего образования Российской Федерации.
ВРЕМЯ ПРИШЛО
– Наша школа в этом году отметит 35-летний юбилей, – рассказывает Икрам Мурсалович, – она была построена в 1987 году. В то время в микрорайоне, а это 5-й поселок, не было ни одной школы, и наша его разгрузила.
Сюда были переведены учителя и ученики школ №10 и №38. При проектной мощности 1176 здесь обучаются 1936 детей, трудятся 120 педагогов. Работаем в две смены.
Контингент учителей самобытный, многие с первого дня открытия школы. Главное – это люди, на которых можно положиться, в трудные моменты у них один ответ: надо – значит, надо.
В следующем году мы будем участвовать в программе по капремонту. Пока же сами полностью восстановили пожарную сигнализацию, установили видеонаблюдение.
Подготовлены и выпущены в большую жизнь тысячи выпускников. Этим летом многие успешно сдали ЕГЭ, например, у нас средний балл по русскому языку – 73. Выпускники поступили в высшие учебные заведения Москвы, Питера, Ростова. Звонят, поздравляют с праздниками. Будем работать!
– Икрам Мурсалович, почему, на Ваш взгляд, именно сегодня заговорили о патриотическом воспитании?
– Говоря о воспитательном процессе, нужно вспомнить, что в 90-е, когда не стало Советского Союза, ушла и идеология. А пустым место не бывает: сознание молодежи заполнилось различными религиозными течениями, прозападными ориентирами, чуждыми нам ценностями и т.д.
Сегодня в школы пришли уже дети тех, кто не получил должного воспитания. Так что внимание к этой проблеме считаю весьма своевременным.
Кроме того, изменилась мировая политика, отношения России и НАТО ухудшились с 2013 года, еще до украинского кризиса. НАТО продвигается на восток, несмотря на обещание этого не делать. В страны бывшего социалистического лагеря поставляется вооружение, которое сосредотачивается у границ России.
Планы Запада ясны: разрушить нашу страну, чего допустить нельзя ни в коем случае. Вы помните, как в 1999 году Дагестан сумел защитить себя от нашествия иностранных наемников. Дагестан был всегда с Россией и останется с Россией. Однозначно!
Народ полностью поддерживает политику нашей страны, наши деды боролись с фашизмом, и нельзя допустить, чтобы он опять поднял голову.
ЗНАМЯ, ГИМН И РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
– Что нового в этом году внесено в воспитательный процесс в школе?
– Начнем с того, что каждый понедельник начинается с поднятия российского знамени под гимн страны. Четыре лучших ученика старших классов торжественно выносят флаг, который возносится на флагштоке.
Если вначале от недопонимания торжественности момента иногда раздавались смешки и шепот, то в последующем тишина была идеальная: дети поняли, прониклись, что это символика страны, это наш флаг, наш гимн…
Я даже предложил после церемонии проводить в классах подведение итогов недели: сколько было опоздавших, неуспевающих и по каким предметам. Такие формы общения дисциплинируют школьников, а это важный воспитательный момент: если ребенок дисциплинирован, то такое поведение проявляется во всем – в учебе, поведении, общении с учителями и сверстниками.
Еще одно нововведение – классный час «Разговоры о важном». Каждую неделю проводятся беседы о патриотизме и нравственности. Нельзя оставлять детей один на один с информационной войной. Министерство просвещения РФ уже опубликовало расписание встреч до конца ноября.
Можно выделить такие темы, как «Наша страна – Россия», «Традиционные семейные ценности». В младших классах рекомендуется начинать классный час с песни «С чего начинается Родина?»
А беседы должны быть о единстве страны, о необходимости сохранять и защищать свою культуру, свой народ.
В 5-7-х классах появляется творческое задание «Решение проблемных ситуаций», где ученикам предлагается порассуждать о специальной военной операции как о проявлении подлинного патриотизма.
Цель операции – защитить население Донбасса, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военную базу НАТО.
В старших классах тоже нужно говорить о целях СВО, о том, как важно вернуть российские территории в состав нашего государства. Стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги, патриоты готовы защищать Родину с оружием в руках, хотя это и не единственный путь проявления патриотизма.
Конечно же, большое значение в плане воспитания патриотизма имеют встречи с героями, участниками СВО. В самое ближайшее время в школе состоится встреча с Героем России Энвером Набиевым . Указ о его награждении подписан, Глава республики Сергей Меликов вручил ему именные часы. Энвер прибыл на родину по ранению, но в ближайшее время уезжает к своим бойцам.
ОКТЯБРЯТА, ПИОНЕРЫ…
– Как вы думаете, какие элементы воспитания можно перенять из советского прошлого?
– Я бы вернул детские организации, и неважно, как они называются – октябрята, пионеры… Главное, какие цели и задачи поставлены перед ними. Вот недавно наших детей приняли в РДШ (российское движение школьников).
Конечно, это прекрасно. Но хотелось бы, чтобы организации разделялись по возрастам и были более политизированы. Нужно направлять ребенка в правильное русло.
Я помню, как много лет назад мне на площади Ленина повязали красный пионерский галстук. Я шел по городу, казалось, что все смотрели на меня, а я был так горд за свою страну!
Старшеклассникам нужна организация, скорее всего, по интересам. Они очень нагружены подготовкой к ЕГЭ, больше думают о будущей профессии.
– А как вы относитесь к лозунгам, плакатам, портретам замечательных людей – военных, писателей, героев на стенах классов? Раньше, я помню, было такое…
– Согласен. Почему бы и нет? Еще недавно, до пандемии, проводилась акция «Бессмертный полк». С каким увлечением дети узнавали историю своей семьи, своих предков, с гордостью проносили их фотографии по площади.
Воспитание и должно начинаться в семье, через узнавание и понимание величия прошлого семьи, страны. Знать историю своего рода, испытывать чувство гордости за свой родной край, за всю страну – вот настоящий патриотизм!
Отсюда появляется желание защищать Родину, трудиться на ее благо.
Что касается школы, то не должно быть ни одного урока, который бы не нес в себе элементы воспитания. Любой, даже математика.
Кроме того, большое значение имеет внеклассная работа. Я имею в виду наши разнообразные мероприятия. Конкурсы, фестивали, концерты – это к самым важным датам календаря.
Массу мероприятий подготовили к юбилею наших великих поэтов – Расула Гамзатова и Фазу Алиевой. Проводим встречи с представителями духовенства, правоохранительных органов, с ветеранами афганских событий.
Много делается в школе для воспитания патриотов.
Что касается сегодняшней ситуации, уверен, что мы на правильном пути, решения руководства страны абсолютно объективные. Россию поддерживает много стран как в экономическом, так и в политическом плане.
Наше общество сплотилось и настроено на победу, а школа – это проекция общества.
Наталья БУЧЕНКО
Последние новости
Дорожно-транспортное происшествие в Буйнакском районе
В результате аварии пострадали пассажиры микроавтобуса.
Встреча с выдающимися педагогами в районе
Арсен Магомедов обсудил важность роли учителей в воспитании будущих поколений.
Торжество духа: новое исследование о важности дружбы
Дружба играет ключевую роль в нашем благосостоянии и счастье.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией