Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция

Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция

С развитием коммерческих IT-технологий появляются новые требования к специализированным техническим решениям, мощным серверам и емким хранилищам для информации. Создание таких систем самостоятельно требует много времени, затрат и несет определенную степень риска. Поэтому услуга аренды дата-центра становится все более популярной. Заявитель передает на хранение информацию или иные обязательства провайдеру, а арендатор получает доступ к своей ячейке в дата-центре 24/7.

Хотя услуга кажется удобной, она может нести скрытые риски, особенно связанные с надежностью хранения информации. В этой статье мы рассмотрим обязательные критерии, которые нужно учитывать при выборе дата-центра, чтобы уменьшить возможные угрозы, а также современные тренды рынка IT-аутсорсинга.

Определение критериев подбора дата-центра: какой из них подойдет вашей компании

Многокомпонентная система дата-центра предназначена для размещения серверных и сетевых устройств. Бесперебойная автоматизированная работа бизнес-процессов благодаря созданию благоприятных условий в надежном и защищенном пространстве является ее главной целью. Арендаторам и владельцам предоставляется система защиты, обеспечивающая надежность хранения данных и защиту от несанкционированных действий.

Корпорациям, зависящим от быстрой и эффективной обработки больших объемов информации, таких как банки, компании нефтяной отрасли и ИТ-компании, дата-центры, или ЦОД, представляют большой интерес. Использование дата-центров повышает производительность и снижает информационные потери, что является ключевой задачей для многих компаний.

Практика использования дата-центров зародилась за рубежом. Первые ЦОД в России появились в начале 2000-х. Сбербанк стал одной из первых значительных компаний, которая владела ЦОД. Необходимость работы в условиях, когда филиалы находятся на значительном удалении друг от друга, вела к созданию системы гибкой интеграции и высокоскоростного обмена данными. В дальнейшем некоторые нефтяные компании также начали использовать аналогичные дата-центры.

В настоящее время к услугам дата-центров обращаются не только экономические гиганты, но и развивающиеся компании. Подтверждается многолетней практикой, что консолидация средств хранения информации в ЦОД уменьшает стоимость эксплуатации IT-ресурсов и одновременно повышает безопасность хранения информации. Помимо стандартных услуг, таких как аренда стоек, серверов и каналов связи, на сегодняшний день развиваются новые, такие как аренда виртуальных серверов и места для резервного копирования, а также приложений.

Выбирая дата-центр, необходимо ответить на несколько вопросов, таких как:

  • Какие задачи должен решать дата-центр?
  • Какова должна быть пропускная способность?
  • Насколько важны защита данных и стабильность работы?
  • Нужен физический или виртуальный сервер?
  • Какое оборудование необходимо для работы?
  • Каковы расходы на использование дата-центра?
  • Стоит ли создавать свой собственный ЦОД или обратиться к услугам коммерческого дата-центра?

Ключевые критерии выбора дата-центра:

  • Пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть: это определяет количество и типы инженерных решений, а также управляемость, мониторинг и анализ работы.
  • Бесперебойность работы и уровень надежности: оборудование и сетевая инфраструктура дата-центра должны обладать высочайшим уровнем надежности для предотвращения остановки работы системы.
  • Расположение: необходимо учитывать требования к законодательству страны, где находится дата-центр.
  • Размер: чем крупнее дата-центр, тем больше услуг он может предоставить, включая каналы связи и аренду площади.
  • Профессионализм и опыт технического персонала: это определяет качество технического обслуживания.
  • Опыт внедрения комплексных IT-решений: это важно для решения сложных технических вопросов.

Помимо этого, использование дата-центров на аутсорсинге позволяет компаниям сократить финансовые затраты на хранение и обработку информации, а также повысить эффективность. Облачные решения, арендованные у надежных поставщиков услуг, позволяют распределять вычислительные ресурсы в режиме реального времени согласно потребностям арендатора.

Рынок услуг коммерческих дата-центров - анализ

Несмотря на отсутствие точной количественной информации о количестве действующих дата-центров в мире, можем сделать выводы о наиболее популярных локациях, благодаря онлайн-ресурсу datacentermap.com. Лидером по количеству дата-центров является США, на карте отображена информация о 1762 ЦОД, хотя фактических значений гораздо больше. Крупные очаги также сконцентрированы в Европе, таких как Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды.

США заметно опережает остальные государства по степени развития услуг коммерческих дата-центров. Более 37% клиентов ЦОД составляют компании из сферы информационных технологий, 23,9% - финансовый сектор и 19,7% - телеком-операторы. Среди других частых пользователей услуг также строительные компании и правительственные организации. Количество и мощности дата-центров в мире увеличиваются по мере внедрения IT в различные сферы экономики. Совокупная площадь всех центров данных в мире в 2013 году занимала 150 млн км², а в 2018 году этот показатель возрастет до 180 млн км². При этом эксперты прогнозируют плавный переход от небольших частных площадок к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров со сто тысяч стоек.

В России спрос на услуги дата-центров заметно уступает европейским, но рынок продолжает демонстрировать прогресс, невзирая на кризисы и экономические санкции. Некоторые новые ЦОД открываются, параллельно увеличивается потребность клиентов в размещении своих серверов в дата-центре, возрастает компетентность провайдеров услуг. По данным iKS-Consulting, на отечественном рынке действует до 180 крупных и средних ЦОД и около 28 тыс. мелких. В число крупнейших дата-центров в России входят такие компании, как DataLine (почти 3 тыс. стоек), ММТС-9 (1,5 тыс.), Linxtelecom (1,2 тыс.), SafeData и "Селектел" (более 1 тыс.). В кризисный период временно были зафиксированы избыток предложения и приостановка введения новых мощностей, однако начиная с 2017 года российскому рынку вновь предрекают рост.

Пока не наблюдается снижения рейтингов европейских ЦОД. Клиентов привлекает высокая скорость обмена информацией и лояльное к потребителю европейское законодательство, в противовес российской практике извлечения серверов в любой момент без решения суда. Как отмечают эксперты iKS-Consulting, растущая конкуренция в отрасли телекоммуникаций будет все больше подталкивать компании к выбору больших коммерческих дата-центров. Однако российским провайдерам услуг в ближайшее время едва ли удастся отобрать лидерство у западных коллег.

Для того чтобы выбрать подходящий дата-центр для размещения или аренды сервера, необходимо проанализировать рынок предложений и учесть ряд критериев. Рекомендуется выбрать 3-4 компании и произвести детальное сравнение по двум ключевым пунктам – техническим и сервисным возможностям, а также стоимости услуг.

Первоначально, для определения технической и сервисной пригодности ЦОД, можно использовать таблицу, содержащую следующие пункты:

  1. Категория надежности TIER и uptime. Показатель uptime характеризует время безотказной работы дата-центра, и для достойных провайдеров не должен быть ниже 99,95%.
  2. Перечень услуг и предоставляемые возможности.
  3. Регулярный мониторинг, обслуживание, и доступ к оборудованию 24/7.
  4. Наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет и системы резервирования.
  5. Наличие нескольких площадок от одного провайдера для диверсификации рисков хранения данных.
  6. Возможность интеграции основных услуг с другими услугами по IP-технологии.
  7. Защита приложений и информации.
  8. Соответствие помещения: планировка, кондиционирование, системы климат-контроля, пожаротушения и охрана, видеонаблюдение, системы электронной безопасности.
  9. Готовность принять нестандартное оборудование.
  10. Профессионализм сотрудников.

Сотрудники ЦОД должны обладать соответствующими сертификатами по тематике работы в дата-центре.

После простановки отметок «+/-» или добавления записей в нужные пункты таблицы, можно сформировать общую картину, которая учитывает особенности каждой компании.

Кроме того, необходимо учесть стоимость услуг дата-центров, так как ценообразование в этой сфере не нормировано. При выборе ЦОД можно сравнить две основные сферы деятельности: Colocation – размещение оборудования и серверов клиентов в ЦОД, и Dedicated server – аренда выделенного сервера клиенту.

Стоимость услуг дата-центров зависит от таких факторов как занимаемое сервером место, количество подключений к оптоволоконной сети, необходимость аренды канала связи в Интернете, наличие выделенного канала до офиса клиента, техническая поддержка, объемы потребляемой энергии и многих других.

Общая стоимость аренды 1 юнита и порта доступа на скорости 100 Мбит/с составляет от 2 до 4 тыс. рублей. Аренда целой стойки ЦОД варьируется от 30 до 50 тыс. рублей.

Анализ рынка показывает, что цены на услуги дата-центров пока что держатся на низком уровне, несмотря на прирост валютного курса, из-за высокой конкуренции и большого количества предложений. Таким образом, на сегодняшний день, рынок ЦОД остается рынком покупателя.

Контракт об уровне обслуживания, известный как SLA, является неотъемлемой частью договора аренды с дата-центром. Основное отличие SLA от других контрактов заключается в том, что он гарантирует предоставление услуг определенного качества. Прежде чем подписывать договор, клиент должен ознакомиться с ключевыми положениями, включая предмет договора, цену аренды, сроки, время реакции техподдержки, доступность и реквизиты сторон, а также дату и место подписания, а также порядок и сроки оплаты.

Кроме общих положений, договор должен детально прописывать главные моменты, такие как:

  • Качественные показатели услуги, такие как доступность сервисов круглый год. Например, важно заранее определить, имеет ли право провайдер останавливать дата-центр для плановых работ. При использовании провайдеров с высоким значением "tier" (III и выше) такой возможности быть не должно.
  • Порядок получения информационной и технической поддержки, способы связи, ожидание времени ответа, график работы службы поддержки.
  • Время реагирования на неисправность.
  • Порядок проведения технических работ.
  • Ответственность провайдера за неисправное оказание услуг, порядок и размер компенсации.

Аутсорсинг имеет множество преимуществ. Использование сторонних ресурсов позволяет оптимизировать затраты на IT-службу, быстро развернуть требуемую мощность, обеспечить высокий уровень сохранности информации и рассчитывать на высокопрофессиональную техническую поддержку круглосуточно. Клиенту необходимо только правильно выбрать дата-центр, основываясь на наиболее важных критериях и обязательных условиях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *