Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
В связи с предстоящим Чемпионатом мира по футболу 2018 года в России начали активно реставрировать старые отели и строить новые. Многие из них сразу же заявили о себе международными брендами. Для тех, кто нацелен на открытие своего отеля, необходимо тщательно просчитывать все этапы. Открытие гостиницы даже минимального уровня требует значительных временных и финансовых затрат, которые будут окупаться значительно быстрее, если правильно спланировать процесс.
Чтобы лучше ориентироваться в процессе открытия гостиницы, рассмотрим некоторые его этапы:
Этап 1 - выбор организационно-правовой формы деятельности. Если вы открываете крупную гостиницу, включая франчайзинговые, то создание ООО является обязательным требованием. Если же отель небольшой, то можно оформить статус ИП. Если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, необходимо зарегистрировать в налоговых органах соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиниц с рестораном соответствующий код по общероссийскому классификатору - 55.11, для гостиниц без ресторанов - 55.12.
Этап 2 - выбор системы налогообложения. Открывая гостиничное предприятие, вы можете воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН), чтобы значительно снизить налоговую нагрузку, которая сохраняется, если размер ежегодного дохода гостиницы не достигнет 150 миллионов рублей. В ином случае применяется общая система налогообложения. Для малых гостиниц ИП могут сочетать УСН и ЕНВД.
Этап 3 - выбор и обустройство помещения. Выкуп и перепланировка помещений является наиболее приемлемым вариантом для небольших отелей. Для будущей гостиницы удобнее всего использовать отдельные этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые и прачечные. Хорошим вариантом для отдельно стоящей гостиницы может быть выкуп особняка или коттеджа. Стоит помнить, что при выкупе жилых помещений потребуется их перевод в нежилой фонд, а при строительстве, ремонте и оснащении помещений необходимо соблюдение строительных, санитарных, экологических норм и требований безопасности.
Этап 4 - подбор персонала. Для небольших отелей достаточно небольшого кадрового состава: помимо управляющего в такой гостинице должен быть администратор, владеющий английским языком, горничная и технический персонал, которые могут заменить подрядную организацию, занимающуюся ремонтными и клининговыми работами. Для гостиниц большего размера потребуется организация охраны, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, отдел бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по решению управляющего.
Этап 5 - организация маркетинговой кампании. На начальном этапе хорошей мерой является размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах эффективной мерой является заключение договоров с турфирмами.
Каждый из вышеперечисленных шагов невозможен без предварительного анализа и прогнозирования эффективности. Он должен быть прописан в бизнес-плане нового предприятия. Правильная организация всех этапов позволит открыть выгодные гостиничные дела и окупить вложения в короткий срок.
При составлении бизнес-плана для открытия гостиницы необходимо определить концепцию будущего предприятия. Концепция гостиницы включает в себя ряд параметров, таких как статус гостиничного объекта, местоположение, номерной фонд, вместимость и площадь, этажность, штат работников, среднегодовой уровень загрузки, сезонность, цены на проживание и дополнительные услуги.
При разработке концепции гостиницы необходимо учитывать реальную ситуацию на рынке гостиничных услуг и выбирать сегмент, который будет иметь наибольший спрос в данном регионе. Для того, чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, нужно провести маркетинговый анализ, который включает инвестиционную привлекательность рынка, характеристику существующего гостиничного фонда, характеристику спроса, цены на гостиничном рынке и тенденции развития рынка.
Также следует более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, набор и представленность услуг и цены на услуги. Для получения данных по конкурентной среде можно обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса.
Адекватный расчет издержек и доходов по сдаче номеров и другим услугам предприятия возможен только с использованием опыта. Для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса следует учитывать специфические показатели, такие как вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги и план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов по бизнес-плану соответствуют ожиданиям, можно переходить к практической реализации проекта. Но на этом этапе нужна предварительная подготовка, а именно – сбор необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Открытие гостиницы: документы и требования
При открытии гостиничного бизнеса необходимо учитывать ряд правовых и организационных аспектов. Один из главных этапов - подготовление документов. Рассмотрим, какие документы потребуются в процессе открытия гостиницы.
- Правоустанавливающие документы на помещение и земельный участок. Нужно обратить внимание на наличие свидетельства о регистрации предприятия и постановки на учет в ФНС.
- Разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения. Для получения разрешения на строительство потребуется кадастровый и ситуационный планы земельного участка, свидетельство о государственной регистрации участка, справка об отсутствии арестов на участок, лист согласований с коммунальными службами, планировочная схема участка, проект здания, договор подряда со строительной организацией. Для получения разрешения на перепланировку необходимо заявление в органы местного самоуправления с предоставлением техпаспорта помещения, после получения разрешения разрабатывается проект перепланировки, далее следует согласование проекта с администрацией и получение разрешения на начало работ. После проверки объекта контролирующими органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
- Сертификат соответствия. Гостиничный бизнес в РФ не подлежит лицензированию, но может быть добровольно сертифицирован, что означает присвоение гостинице категории «звездности». Получить сертификат соответствия можно в одной из местных сертифицирующих организаций.
- Лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации.
- Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями.
- Документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции.
- Разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
- Пакет договоров c организациями, оказывающими сторонние услуги. Предметом договора могут быть коммунальные услуги, вывоз мусора, охрана помещения, инкассация, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание.
- Документы для внутреннего пользования - перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
По всем вопросам подготовки документов можно получить консультацию в налоговой инспекции, органах местного самоуправления, сервисах «единого окна», предпринимательских объединениях и консалтинговых агентствах. Следует не забывать о том, что вопросы, связанные с подготовкой документов, не менее важны, чем расчеты ожидаемых финансовых показателей нового бизнеса.
После выполнения всех необходимых требований, остается приступить к созданию интерьера будущей гостиницы. Это творческий этап, который должен учитывать вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Правильный подход к этому этапу существенно повлияет на репутацию гостиницы и может способствовать привлечению дополнительной клиентской базы.
Фото: freepik.com