Можно ли оспорить решение налогового органа и как это сделать?
Как правильно обжаловать решение налогового органа
Не всегда решения налоговых органов оставляют у нас безразличными. Например, если начисленный налог кажется завышенным или были наложены штрафы и доначисления без возможности оспорить их, то тогда возникает желание оспорить решение налоговой службы.
Если гражданину не устраивает решение налоговой службы, то его можно оспорить в суде. При этом следует соблюдать определенные сроки и процедуры. Как именно это сделать?
-
Грамотная подготовка возражений и сбор доказательств
Чтобы успешно оспорить решение налоговой службы, необходимо правильно подготовить возражения и собрать исчерпывающие доказательства. Это может помочь обратить решение налоговой службы в свою пользу. При этом стоит учитывать, что потребуется немало времени и усилий на подготовку хорошей защиты.
-
Сроки обжалования
Важно знать, что решение налоговых органов, даже если оно уже вступило в силу, может быть оспорено. Важно не пропустить сроки обжалования.
-
Причины спора с налоговой
Наиболее распространенными причинами спора с налоговой являются: завышенные начисления, доначисления, неправомерный отказ в возмещении налогов.
-
Досудебное обжалование
Если несогласие с решением налоговых органов возникло, то его можно оспорить в досудебном порядке, соблюдая сроки и необходимый порядок процедуры.
-
Налоговая проверка
Нередко нарушения, выявленные в результате налоговой проверки, приводят к штрафам и доначислениям. В этой ситуации необходимо рассмотреть возможность оспорить наложенные штрафы или выплаты.
-
Оспаривание в суде
Оспаривание налогового решения в суде требует юридической грамотности и опыта в данной сфере. В этом случае можно воспользоваться услугами представительства в суде.
Грамотная подготовка возражений, сбор исчерпывающих доказательств и правильное оформление жалобы помогут оспорить несправедливые требования налоговой службы. Следует помнить, что делать это нужно в установленном порядке и соблюдая все необходимые сроки.
Вопрос об оспаривании решений налоговой инспекции закреплен законом, относящимся к разделу «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц» Налогового кодекса РФ. Налоговый спор возникает в форме юридического спора между гражданинами и государством, связанным с исчислением и уплатой налогов. Каждое лицо имеет право на оспаривание решения налоговой инспекции, даже если это касается привлечения к налоговой ответственности. Важно понимать, что любой акт, нормативный или ненормативный, может быть оспорен, однако порядок для проведения этих операций предусмотрен разный. Чаще всего оспариваются ненормативные акты.
Ненормативный акт носит адресный характер и имеет главное, хотя и не единственное, отличие от нормативного акта (НПА). НПА — это документ, устанавливающий общие правила для неограниченного числа лиц и применяется неоднократно. Если решение налоговой инспекции ущемляет права налогоплательщика, его можно оспорить как в досудебном, так и в судебном порядке. Однако, важно учитывать, что обратиться непосредственно в суд у заявителя не получится. Сначала нужно подать заявление в надзорный налоговый орган.
Заявитель должен в течение месяца подать апелляционную жалобу, если решение налоговой инспекции еще не вступило в силу. Уплата налогов, пеней и штрафов откладывается на время рассмотрения жалобы вышестоящим органом, обычно на месяц, который может быть продлен на 15 дней. Бывают случаи, когда жалобу пытаются отозвать до принятия решения по ней, однако это невозможно. Если же решение налоговой инспекции уже вступило в силу, заявитель может подать жалобу в общем порядке в течение года от даты его вынесения. Денежные взыскания не прекращаются при этом и поэтому в интересах заявителя максимально быстро запустить процедуру оспаривания.
Однако, важно понимать, что не всегда разногласие между налогоплательщиком и инспекцией возникает по вине последней. Бывают случаи, когда ИФНС вынуждена принимать решения по отношению к фирмам-однодневкам и к лицам, которые очевидно пытаются уйти от платежей, используя различные схемы уклонения от налогов.
Причины налоговых разногласий между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами могут быть многочисленными. Основной причиной является несогласие налогоплательщиков с решениями ИФНС, которые могут быть вынесены после проверок.
Чаще всего причинами споров являются доначисления и штрафы, которые иногда взыскиваются необоснованно. Также разногласия могут возникнуть в связи с блокировкой счета или приостановлением операций по нему, что может быть применено как санкция по отношению к реальным нарушителям, так и в случаях, когда закрытие счета является необоснованным.
Другой причиной разногласий может стать отказ налоговой инспекции вернуть излишние выплаты, которые были сделаны за налоги, но превысили положенную сумму. В таком случае сумма переплаты может быть возмещена в счет будущих платежей или возвращена сразу.
Также возникают разногласия из-за отказа инспекции возместить НДС. Основания для отказа не всегда очевидны, поэтому это может произойти в случае ошибки при составлении декларации или при сомнительном контрагенте.
Современные системы, такие как АИС «Налог-3» и АСК НДС-2, усиливают налоговый контроль над бизнесом и облегчают выявление нарушений. Однако, в целом, основной причиной разногласий все еще остается ошибка налогоплательщика при заполнении документов или погашении налоговых платежей.
Важно знать, что обжалование решения налогового органа возможно, но могут быть установлены определенные сроки и порядок. А вот этот момент тоже можно изучить более детально.
Кстати, в 2018 году большинство поданных жалоб налогоплательщиков было связано с попыткой ИФНС привлечь их к ответственности за неуплату налогов, когда их контрагенты просто исчезали. Эта проблема остается самой распространенной уже долгое время.
Процедура оспаривания решений налоговых органов может быть очень затруднительной. Обращение в инспекцию с жалобой имеет цель оспорить решение налогового органа и/или добиться его отмены. Жалоба может быть подана после того, как решение налогового органа уже стало действительным, а апелляционный порядок предусмотрен для опротестования еще не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности.
Заявителю необходимо указать свои Ф. И. О., адрес или название и адрес компании, обозначить, какой акт подлежит обжалованию, когда он был принят и его номер, уточнить, какой налоговый орган принял спорный акт, обосновать свою позицию, описать суть иска, а также указать способ, с помощью которого налоговая должна уведомить заявителя о решении по данной жалобе. К тому же в обращении можно указать контакты и прочие данные, если налогоплательщик считает это необходимым.
Содержание жалобы и апелляции описано в статье 139.2 НК РФ, они едины для обеих форм и не отличаются от требований к другим видам обращений. Подготовка документов должна включать доверенность, доказывающую полномочия представителя, если жалобу подает он. При этом гражданин может приложить любые документы, подтверждающие его доводы, а также расчет оспариваемых сумм обязательных платежей.
Обращение в арбитражный суд возможно только после досудебного урегулирования. Обжаловать в судебном порядке можно акты вышестоящего налогового органа, принятые по результатам рассмотрения жалоб, действия/бездействие должностных лиц ФНС и бездействие ФНС, если заключение по жалобе не сделано в установленный срок.
Арбитражный суд, изучив дело, может отменить целиком или частично несправедливое решение ИФНС, признать действие или бездействие незаконным или обязать налоговую сделать то, чего требует вторая сторона, то есть налогоплательщик. Суд считается абсолютно непредвзятым в подобных вопросах, поэтому гражданин может рассчитывать на более беспристрастное разбирательство. Однако необходимо учитывать затраты на данную процедуру, как финансовые, так и временные.
В случае возникновения сложностей и спорных моментов, связанных с налоговой службой, налогоплательщику рекомендуется владеть ситуацией и быть готовым к защите.
Когда возникают проблемы с налоговыми спорами, налогоплательщикам может понадобиться помощь в обжаловании решений налоговой. Генеральный директор компании Fomix Consulting Group, Дмитрий Сидоренко, рекомендует обращаться за помощью к профессионалам, особенно если самому человеку трудно определить, как и куда подать жалобу. Консалтинговые компании могут оказать всестороннюю поддержку в области налогообложения и помочь в решении вопросов различной сложности. При выборе компании важно убедиться в ее опыте и квалификации сотрудников.
Fomix Consulting Group, работающая на рынке юридических услуг с 2008 года, имеет достижения в области помощи клиентам в уладении 428 налоговых споров. Компания также предлагает услугу налогового консалтинга и может оказать поддержку в решении уже возникших споров с ФНС. Кроме того, Fomix Consulting Group занимается ликвидацией юрлиц, сопровождением процедуры банкротства, регистрацией и сменой юридических адресов, аудитом бухгалтерии и решает корпоративные споры. В компании можно получить бесплатную консультацию экспертов по применению норм НК РФ на практике и о последних принятых изменениях в законодательстве. Клиенты также могут воспользоваться услугами представления интересов в арбитражном суде.
Фото: freepik.com